Неизведанная Грузия: путешествие в дикие горы Тушети

Тушины с радостью примут гостей, расскажут о горных законах и угостят овечьим сыром.

22 декабря 2010, 13:27
Путешествия
Прогуливаться по горам Тушети лучше всего на лошадях © flickr.com

Грузия - страна уникальная: здесь есть столько таинственных и неизвестных любителям путешествий мест, что изучать этот край можно долго, и каждый раз это все интереснее.

Тушети - низкие горы в Грузии, однако их справедливо считают самыми дикими. Местное население - "грузинские индЕйцы", как они себя называют - аналог наших гуцулов. Как в свое время к ним не мог подобраться враг, так сегодня до многих поселков не добрались автодороги и электричество. Как и сто лет назад, там ужинают при керосиновых лампах, пекут хлеб, радуются гостям, сбивают сыр и масло в бочках, джипы-вездеходы заменяют лошадьми, а еще варят несравненное живое пиво.

Дома тушины строят из плоского камня-сланца без раствора. Сердце мира охраняют сторожевые башни, призванные защищать поселок от врага (в основном врагами становились чеченцы и дагестанцы, их же мастеров приглашали для постройки оборонительных башен). Ни одна деталь не выдает XXI века.

Горы Тушети - гостеприимство и фантасмагорические пейзажи

С 2003 года Тушети получили статус "Национального парка", и на диких тропинках уже встречаются англоязычные указатели с названиями поселков и пометками "Hotel". Впрочем, отели в горах Грузии - лишнее. Во-первых, здесь вас выручат палатки, во-вторых - легендарное гостеприимство местных жителей, для которых гости - это праздник.

Едем из Тбилиси, через Алавани и Телави. До Алавани - маршруткой, оттуда арендованным автомобилем до Телави, а там - на джипах-вездеходах в горы. Нас семеро отчаянных, один из нас - парень, который уже несколько лет живет в Грузии, он же - автор маршрута - 170 километров, растянутых на 6 дней. Тогда как туристические компании предлагают "детские" трехдневные маршруты длиной в 36 километров!

Тушети
© flickr.com
От вида гор во время подъема на перевал буквально захватывает дух. Все мы прекрасно знали, какими бывают скалы и холмы, но фантасмагорические картины, увиденные из окна автомобиля, не вписываются в рамки привычного восприятия.

Минуем Обан-Ставе - "Банный перевал" в переводе. Здесь строят настоящую баню, поэтому примерно через год, спускаясь с гор, здесь можно будет смыть пыль дорог. Каждые десять метров попадаются маленькие заржавевшие кресты - напоминание о погибших на перевале.

Гостеприимные водители, подняв нас на гору, на скорую руку организовали пикник с сыром, лавашом, мясом и чачей. "А какие здесь водятся дикие звери? - "Тушины, алаванцы, грузины...". Потом нам пожелали счастливого пути, и мы двинулись.

Жизнь тушинов - овцеводство и язычество

В горах иное все - от воздуха до поведения людей. Здесь царят совсем другие категории и взаимоотношения человека с миром. При подъеме резко падает давление и выключается изображение. Утешало то, что умереть среди такой красоты и безграничности не страшно.

Овечьи тропы на второй день выводят к бине - пастушьей стоянке-хижине, где проводят лето овцеводы.

Овцеводство - одно из древнейших ремесел (и искусств) горного населения. А еще это самое важно ремесло: считалось, что в чабаны берут настоящих мужчин. Ведь древние пастухи должны были не только ухаживать за скотом, но и уметь его защищать от частых набегов соседей, то есть быть пастухом - означало быть воином.

Женщинам, кстати, в бину заходить не разрешается. Правда, туристов этот закон не касается. Пастухам, владельцам полуторатысячных отар, нелегко: за день каждому приходится доить овец до 400 раз, руки становятся грубыми, ногти слезают.

Здесь же готовят сыр на продажу. Мгновенно накрывается импровизированный стол, нас угощают в лучших традициях.

При нас отжимают белую массу, которая впоследствии станет знаменитым овечьим сыром. Помогает парнишка лет двенадцати: чабанское искусство традиционно передается от отца к сыну, хотя сейчас родители мечтают об учебе и лучшей судьбе для детей, но в горы ребят все-таки берут.

Тушины, хоть и приняли крещение, сохраняют верность язычеству. Здесь до сих пор приносят животные жертвы и почитают Солнце. А на священных местах, предназначенных для варки пива, женщинам запрещено лежать. Об этом мы узнали, опрометчиво откинувшись на рюкзак во время пребывания в селе Илурта. Правда, попеняв нам за нарушение, гостеприимные жители сразу же пригласили нас на кофе с пирогами.

Тушети
© Елена Максименко
Когда мы отправляемся дальше, отдохнув и подкрепившись у чабанов, хозяева догоняют нас верхом, грузят наши вещи на лошадей и провожают в соседнее село.

Село Омало - первые признаки цивилизации

Перевал Накайчо - это настоящее испытание на прочность. Физические нагрузки истощали, но очищали и перерождали. Горы были разными - то угрожающе острыми, то как изогнутая спина кошки, по ним скользили тени облаков и хищных птиц. Жара сменялась холодом. Мы поспешно натягивали на себя всю имеющуюся одежду.

К вечеру мы спустились на берег главной тушинской реки Алазани и попросились на ночлег в село Парсма к друзьям нашего проводника. Жареная картошка, кровати в комнате, кажется, в Тушети мы уже забыли, что это такое.

На следующий день делаем рывок в 60 км и оказываемся в селе Омало, которое считается центром Тушети.

Здесь, в отличие от предыдущих населенных пунктов, есть свет, трасса, мобильная связь, магазин и гостиница, отсюда уже можно заказать автомобиль. В отличие от чабанских бин, в селе Омало гости - не редкость.

Наше путешествие закончилось на том же перевале, где нас высадили в начале перехода. На джипе все благополучно спустились на равнину, оттуда на такси - в Тбилиси, а еще через день - домой. Но мы вернулись не такими, как были раньше - "мы", наши сброшенные кожи, остались где-то на перевалах, вместо нас вернулись другие. Возможно, немного более мудрые. Или, напротив, более безумные.

Также читайте о том, что нужно обязательно увидеть в Южно-Моравском крае в Чехии.

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

символов 999
  • Гість 10 лет назад

Нешановне видання. Мало того, що ви не заплатили авторці гонорар, так ще і мали нахабність ставити на її фото свої копірайти! Сором і ганьба.

• Гость 10 лет назад

Читаю это всё и плохо верится. Неужели это те же грузины которые напали на Осетию?

Тушети-это чудо,3 месяца отдыхала там прошлым летом, и в этом году ездила. 4 стороны Тушети:Гомецари,Пирикити,Цовамта,Ч агмамта. Сёла очень красивые,а природа, воздух не описать словами, надо всё увидеть своими глазами.Побыв хоть разок,потом туда тянет как магнит.Горжусь,что мои предки ТУШИНЦЫ.

• Грузинка 12 лет назад

Грузия-страна орлиных гнезд, седых вершин...

• Грузия 13 лет назад

Последнее фото - это Мцхета, собор Светицховели, а на заднем фоне, на горе, виднеется храм Джвари. Приехала в Грузию весной 2010 года и...... оставила там свое сердце! За год побывала там 4 раза и уже планирую следующую поездку. Очень красивая страна, сказочно красивая! И люди - добрые, гостеприимные и немного наивные, как дети :)) И грузинская кухня! Там так все вкусно, что при воспоминании слюнки текут! Между прочим, грузинская кухня в Грузии и грузинская кухня в киевских ресторанах (хороших и дорогих) - две большие разницы! До тех пор, пока вы не попробуете грузинскую кухню непосредственно в Грузии - считайте, что кроме названий блюд, вы больше ничего о ней не знаете!

• Гость 13 лет назад

кахети

Грузины очень гостеприимны. А Грузия очень красивая страна.

• Гость 13 лет назад

Какая красота! Такие колоритные фотографии, что просто дух захватывает!

• Олена 13 лет назад

моя мечта- увидеть Грузию!

• ОРЕЛ 13 лет назад

Пришлось побывать в Омало в далеком 1966 году.Горные картины,горный воздух,местный ячменный хлеб;я сам молодой,красивый и высокий.Это не забывается!
      Электричества не было,летом работал временный аэродром(точнее,вертолетная площадка),с которой мы,вертолетчики(Ми-4) перевозили тюки спрессованной овечьей шерсти из Омало в Телави(летом стада овец пасутся на горных пастбищах,а в начале осени эти стада пергоняют вниз,на равнину ,и Омало было место их массовой стрижки).Вонь неимоверная!
      Кстати,фильм "Мимино" снимался в Омало.
      Собор на фото-это не в Омало.Это-подтасовка.Это из другой"оперы".
      Хотя,если говорить откровенно,то Омало это глухое,богом забытое село( в 50 домов с населением 200-250 человек),с которым с наступлением зимы прекращается всякая транспортная связь с Телави до весны.
      Но,все равно,щемит от воспоминаний...