7:45 утра, дождь мелкими каплями врезается в мои щеки. Обжигаю язык горячим кофе на ВДНХ – это единственный способ проснуться. Через 5 минут выезд – нужно торопиться, чтобы успеть на время пропуска через первый КПП «Дитятки» к 10:00. Проверка документов, полусонные тела в автобусе, мы проходим через еще один КПП «Лелив», постепенно погружаемся в туман и въезжаем в 10-километровую зону отчуждения. Дальше – то, что находится за пределами разговора.
Чернобыль представлялся мне мрачным и туманным городом, с влажным воздухом и запахом гари. Именно таким он и предстал передо мною. Первое, что замечаешь – абсолютная погребальная тишина.
Памятник погибшим спасателям, городам, селам, ангел, предсказывающий дурные события. Здесь до тошноты больно и тревожно. Чернобыль – это будто грань между реальностью и вымыслом. Здесь работают свою смену люди-призраки, спрятанные за стеклами домов, после уезжающие на отдых к своим родным за границу жизни.
В заброшенных селах можно снимать хорроры. Стекла домов выбиты, все покрыто ярким мхом, фотографы-энтузиасты выстроили апокалиптические композиции из мягких безухих зайцев, точно вдохновлялись дешевыми американскими страшилками. Аккуратно разбросанные газеты с шокирующими названиями и заголовками типа «Родная кровь» или «Верните надежду». В детском саду радиационный фон зашкаливает, а куколка лежит себе на кровати, позирует, будто непризнанная модель, обретшая известность.
Чернобыль фото: заброшенный детский сад
Дальше – Чернобыль-2, или Дуга, советская загоризонтная радиолокационная станция, которая поражает своей симметрией и грандиозностью. В свое время Советский Союз использовал ее во время для слежки за европейскими и американскими надземными целями и межконтинентальными баллистическими ракетами. Учитывая мою страсть к симметрии фотографии, я едва не истратила всю пленку на этом объекте, но наш экскурсовод остановил очередной щелчок затвора камеры. В маршруте еще были Чернобыльская АЭС и Припять, а там что ни шаг – картинка.
Чернобыль фото: Дуга, советская загоризонтная радиолокационная станция
Говорят, что в водоеме возле Чернобыльской АЭС плавают гигантские сомы, способные проглотить за раз целый батон. Я сомов не увидела, только птицы сверхактивно разрезали своими телами холодный воздух. Саркофаг, который еще строят, считается самой большой аркой в мире. Четвертый реактор, саркофаг и сомы - больше на этом объекте смотреть нечего.
Чернобыль фото: саркофаг
На закуску нам оставили Припять. Город-призрак, в котором хочется остаться надолго, но только не на ночь. Меня поражала красота цветов в этом городе. На фоне почти угасшей осени оттенка охры яркими всплесками проявлялся мох и шиповник, мелкие цветы и спелые желтые яблоки.
Чернобыль фото: Припять
Дом культуры и отель «Полесье» оказались пустыми, их фасады разрисованы мелкими граффити. В жилых домах можно найти пианино и поиграть Шопена, например. В парке аттракционов колесо можно потрогать ради кричащего скрипа. В школе особенно интересно: горы детских противогазов, холлы, заваленные книгами, от чего ходишь мягко, будто в раю, сохранившийся кабинет физики, где на доске вместо формул написано что-то вроде «Тут був Я». К бассейну «Лазурный» явно приложили руку - на потолке почему-то висят десятки матрасов, действительно будто застывших во времени и пространстве.
Чернобыль фото: заброшенная школа и бассейн
Это был день умиротворения и тревоги, максимальной тишины снаружи и глухих криков внутри. Бесконечность Чернобыля горькая, будто полынь, но ее обязательно стоит увидеть своими глазами хотя бы раз, сквозь туман и падающие на щеки капли дождя.
Смотри также: